Новости

НОВЫЕ ПРАВИЛА ПРОДАЖИ АЛКОГОЛЯ

 

P1017157

29 августа в Сургутской Торгово-промышленной Палате прошел круглый стол с участием субъектов МСП в рамках реализации городской целевой программы «Развитие МСП в городе Сургуте на 2010-2012 годы и на период до 2015 года» на тему «Порядок применения новых правил расчета расстояний от некоторых организаций и (или) объектов до границ прилегающих к ним территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденных Думой г. Сургута 28.05.2013г. №333-V ДГ».

Открывая встречу, генеральный директор Сургутской ТПП Владимир Болотов обозначил необходимость разъяснения нормативных документов, принятых на уровне нашего города, и новых правил определения границ, в пределах которых запрещена реализация алкогольной продукции.

С 1 января 2011 года государственным уполномоченным по лицензированию в г. Сургуте стал отдел потребительского рынка Департамента по экономической политике Администрации г. Сургута, а Лицензионная Палата (г. Ханты-Мансийск) стала его контролирующим органом.

Начальник Управления потребительского рынка и развития предпринимательства Департамента по экономической политике Администрации г. Сургута Дарья Гаврикова привела некоторую статистику рынка алкогольной продукции. Так на данный момент в г. Сургуте насчитывается 270 юридических лиц, которые имеют 456 объектов потребительского рынка с разрешением на реализацию алкогольной продукции. По итогам 2012 года зарегистрировано 207 заявлений на выдачу лицензий. Характеризуя работу отдела потребительского рынка, Дарья Анатольевна отметила, что кроме выдачи лицензий, он также занимается плановой проверкой тех объектов, которые торгуют алкоголем. Такие проверки согласуются с прокуратурой, и предприниматели могут узнать о них на сайте Администрации г. Сургута, на котором с ноября месяца ежегодно публикуется план проверок на будущий год. Дарья Анатольевна также заострила внимание на наиболее часто встречающихся ошибках при прохождении плановых проверок и призвала предпринимателей воспользоваться памяткой, разработанной специально для них, с целью максимально сократить возможные нарушения законодательства. Одним из таких нарушений является задолженность перед налоговыми органами. Были случаи, когда она составляла всего 16 копеек. Но буква закона такова, что и из-за такого долга отдел по потребительскому рынку должен отказать предпринимателю в продлении лицензии на реализацию алкоголя. В данном случае, предприниматель теряет уплаченную госпошлину, т.е. 40 тысяч, а может и 200 тысяч рублей. Кроме уплаченных налогов, для успешного прохождения проверки предпринимателям необходимо иметь договорные документы на занимаемое помещение и технический документ подтверждающий, что площадь помещения составляет более 50 кв.м. Кроме того, предпринимателям будут полезны для изучения результаты проверок деятельности их коллег, которые также публикуются на сайте admsurgut.ru.

За 2,5 года деятельности Отдела развития предпринимательства и лицензирования лицензия была прекращена или аннулирована по тем или иным причинам у 42% торговых объектов и 9,7% предприятий общественного питания. Подавляющее большинство случаев связано с ужесточением законодательства. Вторая причина – инициатива самого владельца лицензии. И всего лишь около двух процентов случаев прекращения действия лицензии связано с итогами плановой проверки. Что касается внеплановых проверок, то они осуществляются исключительно после обращения граждан об угрозе их жизни и здоровью, или же проводятся в виде лицензионного контроля, на основании заявления предпринимателя о желании получить лицензию на торговлю алкоголем. В первой случае отдел уведомляет прокуратуру города и незамедлительно выезжает с проверкой, во втором, проверка перед получением лицензии осуществляется без уведомления прокуратуры.

В конце июля 2013 года Лицензионная Палата ХМАО отправила данные о 17 организациях г. Сургута, которые дважды не сдали в данный орган декларацию. Дела таких нарушителей передаются в Арбитражный Суд. Во избежание судебных разбирательств Отдел развития предпринимательства и лицензирования просит проверить своевременность доставки декларации в контролирующий орган и исключить технический сбой при доставке и человеческий фактор.

В конце мая были приняты новые правила, определяющие прилегающие территории к объектам образования, спорта и массового скопления людей. Об этом СТПП писала в июньском номере журнала «Бизнес-партнер».Так от объектов образования расстояние, на котором можно заниматься продажей алкогольной продукции, должно составлять не менее 50 м, от объектов спорта – не менее 65 м и от медицинских объектов - 20-26 м. Для удобства предпринимателей планируется составить топографическую карту с местами массового скопления людей, а пока возможно воспользоваться списком таких мест на сайте Администрации г. Сургута. Многие муниципальные образования создают интерактивную карту с запретными зонами для продажи алкоголя. В бюджете г. Сургута расходы на разработку такой карты пока не предусмотрены, но, по словам Дарьи Гавриковой, Администрация г. Сургута будет стремиться к ее созданию.

Заканчивая свой доклад, Дарья Анатольевна отметила, что осень будет «жаркой» для тех предпринимателей, которые торгуют алкоголем без лицензии. Отдел потребительского рынка недавно направил документы в отношении более 50 недобросовестных объектов торговли в органы УВД. Кроме того, по её мнению, контроль со стороны депутатов городской Думы за возбужденными по данным фактам делами был бы совершенно не лишним.

В свою очередь депутат Думы г. Сургута Владимир Болотов проинформировал участников круглого стола, что вскоре будет организовано межведомственное совещание с органами прокуратуры, мировых судей и УВД, целью которого станет отладить процедуру рассмотрения таких дел и прояснить ряд мелких нюансов. Например, как и где хранить алкогольную продукцию, изъятую у объектов торговли, работающих без лицензии. Если у законопослушных предпринимателей есть возможность взять на ответственное хранение изъятую у их недобросовестных коллег алкогольную продукцию, то это может помочь в борьбе с нелегальным оборотом алкогольной продукции. От этого только выиграют добросовестные предприниматели.

Владимир Николаевич проинформировал участников круглого стола о наиболее значимых моментах, по которым необходимо выработать единую правоприменительную позицию с местной властью. Одним их таких проблемных вопросов является отнесение фитнес-центров к категории объектов спорта, на которые распространяется ограничение обсуждаемых правил.

Позиция ТПП, что данные объекты не относятся к объектам спорта. Об этом прямо говорит соответствующий федеральный закон. И бизнесу нужно активно отстаивать такую позицию перед муниципальными органами (у которых могут быть иные точки зрения) – и в этом деле можно рассчитывать на информационную и организационную помощь СТПП.

Также Владимир Николаевич разъяснил, что входом для посетителей является вход в само здание, а не на его территорию. Это принципиально, например, при расчете расстояния от школ. Считать надо от входа в школу, а не от технологического въезда для спецтранспорта .

Участник круглого стола Владимир Максимов (сеть магазинов «Лабаз») задал вопрос о реализации алкогольных напитков крепостью 7%. РАР в 2012 году дает разъяснение, что алкоголь крепостью не более 7% можно реализовать в таре более 0,33л. Весной 2013 года своим следующим письмом Росалкоголь отменяет свое предыдущее письмо и запрещает реализацию алкоголя крепостью не более 7% в таре более 0,33л. А через месяц отзывает оба письма, и Росалкоголь берет паузу до определения единой позиции. Сейчас идет возврат с рынка произведенной продукции из-за законодательного вакуума и противоречивых заявлений контролирующих органов. Начальник Управления потребительского рынка и развития предпринимательства Департамента по экономической политике Администрации г. Сургута Дарья Анатольевна Гаврикова ответила, что официального письма об аннулировании данного регламента у нее нет, и посоветовала предпринимателю официально направить письмо в Департамент экономического развития ХМАО-Югры с приложением всех трех писем.

Из доклада капитана полиции, временно исполняющей обязанности начальника отдела по исполнению административного законодательства УМВД России по г. Сургуту Ирины Муртазиной следует, что в течение 2013 года сотрудниками полиции УМВД России по г. Сургуту составлено 334 административных протокола за нарушения продажи алкогольной продукции. Из незаконного оборота изъято 6494,5 литра алкогольной продукции, по решению суда конфисковано – 5049,6 литров, назначено административных штрафов на сумму 3 754 500 рублей.

- из них за реализацию алкогольной продукции без лицензии на данный вид деятельности составлено 78 протоколов,

- за реализацию алкогольной продукции в остановочных павильонах и нестационарных торговых объектах – 54 протокола.

Ответственность за розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, предусмотрена ч.2.1 статьи 14.16 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В этом году выявлено уже 135 фактов реализации алкогольной продукции несовершеннолетним.

За повторную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции, предусмотрена уголовная ответственность по статье 151.1. Уголовного кодекса РФ (введена Федеральным законом от 21.07.2011 N 253-ФЗ). В 2013 году возбуждено 6 уголовных дел за повторную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции, из них 5 направлено в суд, по двум делам судом назначен штраф в сумме 8000 рублей, три дела прекращены за деятельным раскаяньем лица совершившего преступление.

С 01.01.2013г. по 30.06.2013г. за нарушение Постановления Губернатора ХМАО-Югры от 31.03.2012г. №34-оз по ограничению времени реализации алкогольной продукции с 21 до 08 часов, привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.14.16 КоАП РФ 34 должностных лица. За период с 1 июля 2013 года выявлено 36 фактов продажи алкогольной продукции после 20.00 часов, административные материалы по ч.3 ст.14.16 КоАП РФ для рассмотрения и принятия решения направлены в судебные органы.

В качестве комментарий к докладу Ирины Анатольевны, участниками круглого стола были высказаны мнения, что наблюдается рост нарушений Постановления Губернатора ХМАО-Югры об ограничении реализации алкоголя после 20.00 часов. Причем происходят нарушения либо из-за не информированности отдельных предпринимателей, либо из-за того, что постановление грубо игнорируются. Также проблемой является то, что отсутствуют уголовные дела в отношении юридических лиц, которые допустили продажу алкоголя несовершеннолетним. Пока наказанию подверглись лишь продавцы, а работодатели этих продавцов избежали ответственности, ввиду наличия у них трудового договора с продавцом и должностной инструкции, в которой четко прописан запрет на продажу алкогольной продукции несовершеннолетним. Такая судебная практика представляется весьма спорной. По мнению Директора Департамента внешних связей СТПП Ляны Старовойтовой таким образом предприниматели избегают больших штрафов от 300 до 500 тыс. рублей и продолжают нарушать законы руками продавцов, получая при этом дополнительные прибыли. Выгода для них очевидна: либо административный штраф продавцу в 30 тыс. рублей, либо штраф на юридическое лицо – полмиллиона. И работа в этом направлении правоохранительных органов по привлечению к ответственности именно юридических лиц – необходимо, если мы хотим, чтоб законы работали и запреты исполнялись, особенно в отношении социально значимых составов – продажа алкоголя несовершеннолетним.

Также предпринимательское сообщество заострило внимание на факты дарения алкоголя посетителям за покупку сувенирной продукции после 20.00 часов. По словам Ирины Муртазиной, что такие факты были обнаружены и работа по ним уже ведутся.

Завершая встречу Дарья Гаврикова акцентировала внимание присутствующих, что власть решила серьезно взяться за нелегальных предпринимателей и в ближайшее время надо ждать результатов проверок от правоохранительных органов и судебных решений по всему тому материалу, что был отработан Управлением потребительского рынка и развития предпринимательства Администрации г.Сургута. Но в этом вопросе по нелегальной торговле алкоголя ( в тч. с нарушением имеющихся правил) очень востребована помощь и от добросовестных участников рынка, потому как у власти и легального бизнеса здесь общие интересы.

Сургутская ТПП

При копировании материалов с сайта Сургутской ТПП ссылка на источник обязательна.logo STPP

Добавить комментарий

Разработка сайта: